Сколиозом называют боковое искривление позвоночника. Он встречается у детей в любом возрасте
и является наиболее частой детской ортопедической деформацией.
Сколиоз может быть врожденным (неправильное развитие позвонков – клиновидные дополнительные позвонки и др.) и приобретенным. Наиболее часто возникает у детей в возрасте от 5 до 15 лет. К сожалению, большую роль в развитии у детей сколиоза играет неправильная поза во время школьных занятий. Некоторые исседователи даже выделяют отдельный вид сколиоза – «школьный». При неправильном положении тела во время занятий происходит перенапряжение одних групп мышц и расслабление других. Гипертонус (повышенное напряжение) сохраняется и после окончания занятий. При активном росте позвоночника длительное его нахождение в неправильном положении вызывает изменения как в связочном аппарате, так и в строении самих позвонков, что способствует «фиксации» указанной деформации и ее прогрессированию. Образуется стойкое боковое искривление позвоночника.
Сколиоз у взрослых может развиться вследствии длительных ассиметричных нагрузок на мышцы спины
(профессиональный сколиоз скрипачей, носильщиков и др.). В этих случаях искривление развивается медленно и редко
достигает такой степени, как в дестком возрасте. Это и понятно, так как воздействие оказывается на уже сформированный
позвоночный столб.
Наиболее часто клинические проявления приобретенного сколиоза начинаются с того, что позвоночник слегка искривляется
вбок при утомлении мышц спины. После отдыха искривление исчезает. Именно поэтому осмотр целесобразно проводить во второй
половине дня, а не утром, когда начальные проявления сколиоза могут быть незаметны. Со временем,по мере прогрессирования
процесса, изменения делаются постоянными, изменяется осанка больного, меняется форма грудной клетки, плечо и лопатка на
выпуклой стороне искривленного грудного отдела позвоночника выше, чем на другой. Подвижность позвоночника резко уменьшается. Часты жалобы на мышечные и межреберные боли – невралгии. В особо тяжелых случаях сколиоза наблюдается изменение положения внутренних органов, что может нарушать их функцию.
На сегодняшний день применяются следующие классификации сколиозов:
Этиологическая (по происхождению)
I группа - сколиозы миопатического происхождения. В основе искривления лежит недостаточность развития
мышечной ткани и связочного аппарата.
II группа – сколиозы неврогенные (на почве полиомиелита, нейрофиброматоза и др.).
III группа – сколиозы на почве аномалий развития позвонков и ребер (клиновидные дополнительные позвонки,
одностороннее сращение ребер и поперечных отростков позвонков).
IV группа – сколиозы, обесловленные заболеваниями грудной клетки и позвоночникаV группа – идиопатические сколиозы (от невыясненных причин)
По тяжести деформации сколиозы подразделяются на четыре степени:
Сколиоз I степени характеризуется небольшим боковым отклонением позвоночника. Угол искривления не больше
10 градусов.
Сколиоз II степени характеризуется заметным отклонением позвоночника в пределах 20-30 градусов.
Сколиоз III степени характеризуется еще более выраженной деформацией , наличием реберного горба, деформацией
грудной клетки. Угол искривления 40-60 градусов.
Сколиоз IV степени проявляется тяжелой деформацией туловища. Угол основного искривления достигает 60-90 градусов,
возможны легочно-сердечные осложнения.
Большую роль играет профилактика сколиозов. В школьном возрасте необходимо уделять самое пристальное внимание
на осанку ребенка во время занятий, запретить ношение портфелей и сумок с учебниками в одной руке. Наиболее предпочтительны
ранцы и рюкзачки, особенно с супиторами, предотвращающими сутулость. Рабочее место ребенка, как в школе, так и дома, должно
быть организовано правильно.
Занятия и отдых должны правильно чередоваться. Большая роль в профилактике отводится физической культуре и спорту.
Наиболее предпочтительны плавание, гребля, художественная гимнастика. Занятие танцами (народными, бальными, спортивными)
под началом грамотного руководителя также способствует формированию правильной осанки и гармоничному развитию
костно-мышечной системы.
Методы лечения сколиоза можно разделить на 3 группы: корригирующая лечебная физкультура, применение
специальных редрессирующих аппаратов, оперативное лечение.
Выбор метода лечения зависит, в первую очоредь, от степени развития сколиоза. Оперативное лечение рекомендуется
начиная со II степени. Аппараты в последнее время применяются значительно реже, т.к. применение их на ранних стадиях
сколиоза нецелесообразно, а на поздних – малоэффективно.
Ведущим методом лечения остается лечебная физкультура, направленная на повышение тонуса мышц одной половины спины
и релаксации другой, укрепление связочного аппарата и т.д.
«Популярная медицинская энциклопедия» под редакцией академика Б.В. Петровского (Москва, «Советская энциклопедия» 1998 г)
рекомендует следующий комплекс лечебной физкультуры при сколиозе:
1 – исходное положение стоя на носках с поднятыми вверх и сцепленными в замок руками; производят покачивание туловищем
из стороны в сторону.
2- исходное положение стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены; скользящим движением руки вдоль туловища кверху поднимают
руку к плечу и одновременно наклоняют туловище в противоположную сторону, другая рука скользит по ноге, затем то же в другую
сторону.
3- исходное положение стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены; одну руку поднимают вверх и отводят назад, одновременно
отводя назад другую руку; повторяют несколько раз, меняя положение рук.
4- исходное положение стоя, ноги на ширине плеч; поднимают вверх руку, одновременно наклоняясь в противоположную
сторону. Другую руку заводят за спину. Повторяют несколько раз, меняя положение рук с наклонами в одну и другую сторону.
5- стоя боком к стенке и держась руками (одной снизу, другой сверху) за перекладины, проводят усиленный наклон в бок.
6- исходное положение стоя на одном колене, руки на поясе, одну руку поднимают вверх и одновременно наклоняются в
противоположную сторону.
7- исходное положение лежа на животе. Разводят руки в стороны и одновременно прогибаются.
8- исходное положение лежа на животе. Руки вытянуты вперед, приподнимают верхнюю часть туловища и одновременно одну
ногу. Повторяют несколько раз, меняя положение ног.
9- исходное положение лежа на животе. Вытянув вперед руки с палкой, поднимают руки вверх, прогибаясь, и возвращаются
в исходное положение.
10- исходное положение стоя на четвереньках. Поднимают одну руку и одновременно вытягивают назад противоположную ногу,
затем возвращаются в исходное положение. Повторяют несколько раз, меняя положение рук и ног.
11- исходное положение сидя на подогнутых под себя ногах. Поднимают вверх руку, прогибаясь, и одновременно вытягивают
назад противоположную ногу. Затем возвращаются в исходное положение. Повторяют несколько раз, меняя положение рук и ног.
12- исходное положение стоя на четвереньках. Поворачивают туловище, одновременно оводя руку в сторону, и возвращаются
в исходно положение. Повторяют несколько раз в ону и другую стороны.
13-14 – стоя на коленях и опираясь на руки, скользящим движением вытягивают вперед руки, затем подтягивают их к коленям.
15 – ассиметричный вис на стенке- одна рука вытянута (со стороны искривления), другая согнута.
16-17 - ползание на коленях, вытягивая поочередно правую и левую руку и подтягивая одновременно ногу.
18 – сидя на косом сиденье, поверхность которого должна быть наклонена в сторону искривления позвоночника,
одну руку держат на поясе, другую (со стороны искривления) заводят за голову.
19 - сидя на косом сиденье, поверхность которого должна быть наклонена в сторону искривления позвоночника,
производят наклоны туловища в сторону, противоположную искривлению.
20 (заключительное упражнение) – лежа на спине, вытягиваются, руки вдоль туловища.
Наиболее эффективно постоянное занятие ЛФК с курсами физиотерапии (как апапратной, так и бальнеологической),
мануальной терапии, рефлексотерапии и массажа. В оптимальном варианте такие курсы лечения проводятся в санаторных учреждениях.